12 января Jurnal TV выпустил пресс-релиз, в котором объявил о своей близкой кончине. Оказывается, администрация здания Sky Tower, в котором расположен офис телевидения, выгоняет журналистов супротив их воли и даже назло европейским ценностям, дав на эвакуацию… 35 дней! Всё это делается по команде властей.

Почему протестуем?

15 янва­ря раз­ра­зил­ся митинг про­те­ста, в кото­ром участ­ни­ки, боль­шин­ство из кото­рых чле­ны плат­фор­мы ДА, тре­бо­ва­ли от вла­сти не допу­стить закры­тия кана­ла.

И вот здесь воз­ни­ка­ет чув­ство нелов­ко­сти.

Вот ска­жи­те, пожа­луй­ста, у жур­на­ла что, отни­ма­ют лицен­зию? Нет. Лицен­зию на веща­ние не хотят про­длить кана­лу Accent TV, вовсе не «Жур­на­лу».

Или, может быть, пред­при­я­тие «Радио­ком­му­ни­ка­ции» пере­кры­ва­ет по бес­пре­де­лу пода­чу сиг­на­ла, как в слу­чае с NIT в 2012-м? Да вро­де тоже нет.

А может быть, их не вклю­чи­ли в муль­ти­плекс, как это сде­ла­ли недав­но с NTV Moldova? Так опять же — нет!

На самом деле Jurnal TV не закры­ва­ет­ся. Он про­сто меня­ет… офис, и так­же меня­ет струк­ту­ру веща­ния. Из-за финан­со­вых про­блем все раз­вле­ка­тель­ные пере­да­чи убе­рут. Зато оста­вят все поли­ти­че­ские про­грам­мы: ново­сти, Ora de Ras, Cabinetul din Umbra. Про­ще гово­ря, канал пре­вра­тит­ся в чисто про­па­ган­дист­ский. Будет он пиа­рить плат­фор­му ДА. Ну и мочить всех осталь­ных. Соот­вет­ствен­но.

Учи­ты­вая всё выше­ска­зан­ное, про­те­сты Jurnal TV вызы­ва­ют недо­уме­ние.

Что вы кон­крет­но хоти­те, гос­по­да? Что­бы адми­ни­стра­ция Sky Tower про­дли­ла кон­тракт? Ну, допу­стим, про­длит, и что? Неуже­ли мене­дже­ры «Жур­на­ла» оста­вят все пере­да­чи — как преж­де? Готов поспо­рить, что нет.

И неуже­ли факт отка­за в про­дле­нии арен­ды офи­са — боль­шая про­бле­ма? Чего-чего, а в Киши­нё­ве хоть это­го пол­но — пруд пру­ди офи­сов.

Зрелище для простаков

На самом деле Jurnal TV избав­ля­ет­ся от части сво­их пере­дач из-за финан­со­вых про­блем.

Суди­те сами. Соглас­но доку­мен­там, в октяб­ре 2013 г. дол­ги Jurnal TV перед Sky Tower состав­ля­ли более 2 млн леев. В фев­ра­ле 2014 г. — почти 3 мил­ли­о­на. В декабре 2016 г. — 2,6 млн леев. Любое пред­при­я­тие в таком слу­чае, недол­го думая, рас­торг­ло бы кон­тракт. Ведь все долж­ны пла­тить кре­ди­ты, зар­пла­ты, ком­му­нал­ку, нало­ги. Но тут вам не здесь: наста­и­ва­ют, что­бы раз­ре­ши­ли с опла­той ждать целый год. А если потре­бу­е­те дол­ги, вам устро­ят митинг, назо­вут сви­ньей и мер­зав­цем. А что? Сво­бо­да сло­ва!

Откуда взялись проблемы?

Из-за про­блем с день­га­ми у Вик­то­ра Цопы и у дру­гих спон­со­ров. К при­ме­ру, по дан­ным СМИ, в 2014-м Влад Филат пере­чис­лил теле­ви­де­нию более 9 мил­ли­о­нов леев! Сего­дня Филат в тюрь­ме. Тепе­рь пони­ма­е­те, поче­му иссяк источ­ник?

На пре­зи­дент­ских выбо­рах Jurnal TV пере­ссо­рил­ся со все­ми кан­ди­да­та­ми в пре­зи­ден­ты, мно­гим отка­зы­вая в раз­ме­ще­нии рекла­мы по наду­ман­ным при­чи­нам. Вся став­ка была сде­ла­на на Майю Сан­ду. Мину­та рекла­мы на Jurnal TV в 2016 г. сто­и­ла 3500 евро. 30 минут рекла­мы -105 000 евро в день. В месяц — 3 150 000 евро. Вот какие сум­мы были потра­че­ны опо­сре­до­ван­но на про­дви­же­ние Майи Сан­ду. И это толь­ко в ново­стях!

Возь­ми Jurnal TV день­ги за это вре­мя, он бы ещё пару лет под­ряд мог бы жить — не тужить.

Сего­дня эти гос­по­да откры­ли счёт с целью сбо­ра сред­ств у наро­да. Одна­ко люди поня­тия не име­ют, что сто­и­мо­сть арен­ды за месяц в Sky Tower — 35 000 евро! За 6 лет Jurnal TV потра­тил толь­ко на арен­ду поме­ще­ния 2 520 000 евро! У мене­дже­ров и неко­то­рых веду­щих пере­дач зар­пла­ты состав­ля­ли по несколь­ку тысяч евро в месяц.

Но, види­мо, педа­го­ги и кре­стья­не зара­ба­ты­ва­ют боль­ше. Вот пус­кай и ски­нут­ся на «народ­ное теле­ви­де­ние».

Как создаются «жертвы»….

На самом деле, вся воз­ня вокруг Jurnal TV — хоро­шо про­ду­ман­ная пиар-акция.

Jurnal TV ещё в нояб­ре 2016 г. в целях эко­но­мии хотел огра­ни­чить коли­че­ство раз­вле­ка­тель­ных пере­дач, а зна­чит, и пер­со­на­ла. Но реши­ли это дело обста­вить кра­си­во. А имен­но: выста­вить себя в роли «несчаст­ных жертв режи­ма».

На самом деле спон­со­ры Jurnal TV после про­иг­ры­ша на пре­зи­дент­ских выбо­рах не хотят боль­ше тра­тить день­ги впу­стую. Они ждут пар­ла­мент­ских выбо­ров. Вот тогда Jurnal TV вно­вь воз­ро­дит­ся. И будет всех мочить пуще преж­не­го.

Цена лицемерия

Кста­ти, полу­чая день­ги от оли­гар­хов, Jurnal TV почему-то име­ну­ет себя антио­ли­гар­хи­че­ским кана­лом. Канал при­зы­вал голо­со­вать за Дори­на Кир­то­акэ, потом под­дер­жи­вал ЛДПМ, потом Майю Сан­ду. Имен­но за под­держ­ку Аль­ян­са Михай Гим­пу награ­дил Орде­ном Рес­пуб­ли­ки Вала Бут­на­ру и Пет­ру Бога­ту.

Они же руко­плес­ка­ли, когда закры­ва­ли NIT, тре­бо­ва­ли огра­ни­чить, а то и запре­тить все рос­сий­ские СМИ. Мол, дай­те нам боль­ше евро­пей­ско­го кон­тен­та.

Ну вот «кук­ло­вод» и дал вам Закон о СМИ, кото­рый тре­бу­ет боль­ше евро­пей­ско­го кон­тен­та. А зна­чит, и боль­ше затрат…

Тем не менее руко­плес­кать про­бле­мам Jurnal TV не будем.

Как гово­рил Воль­тер: «Я не согла­сен ни с одним сло­вом, кото­рое вы гово­ри­те, но готов уме­реть за ваше пра­во это гово­рить».

Бог­дан Цыр­дя,
поли­то­лог.

Post to Twitter